Дела давно минувших дней
из жизни казанских помещиков

Шуранский приход

В Шуранский приход входили село Шуран, деревня Сорочьи горы, расположенная от села примерно в 10 верстах выше по реке, и сельцо Полянки, находящееся в трех верстах по другую сторону от Шурана, чуть в стороне от Камы. Объединение этих трех поселений, принадлежащих разным волостям Лаишевского уезда (Шуран и Полянки были включены в Чирповскую волость, а Сорочьи горы - в Масловскую), в единый приход связано с тем, что владел землей во всех трёх селениях один помещик – Яков Кудрявцов. На его средства и строились церкви.  Вот со строительством церквей и хотелось бы сначала разобраться.

Храм во имя Рождества Христова в Шуране был построен в 1735 году на средства помещика Якова Яковлевича Кудрявцова. Эта информация содержится в Клировой ведомости Христорождественской церкви за 1900 год [1] и повторяется практически во всех описаниях этой церкви. Согласно «официальной» версии, ещё раньше, в 1722 году, на средства этого же помещика был построен храм в Полянках, освященный во имя Живоначальной Троицы. Проблема заключается в том, что указанный выше Яков Яковлевич Кудрявцов родился примерно в 1751 году, и, если кто из Кудрявцовых и оплачивал строительство церквей, то это мог быть только его отец или дед.

Троицкая церковь в Полянках

Вначале Шуран с Сорочьими горами и Полянки были разными приходами. Тогда Полянки именовали тоже селом (другое название Троицкое). Шуран же по названию храма часто писали, как село Рождественское. Позже селения объединили в единый приход, сделав Троицкую церковь приписной. После этого Полянки стали называть сельцом. К сведению, село – это место нахождения главного приходского храма; как правило, там и находились усадьбы землевладельцев. Если же храма не было, но жил помещик, или разрушалась помещичья усадьба при сохранении церкви в селении, то оно называлось сельцом.

Каменную Христорождественскую церковь в Шуране с двумя теплыми приходами - во имя Сергия Радонежского и Святителя Николая Чудотворца, и рядом стоящей колокольней построили на месте старой, ранее существовавшей Христорождественской церкви. Об этом свидетельствуют обнаруженные в архиве метрические книги этого прихода, датированные 20-тыми годами XVIII века. Да и понятно: не могло такое древнее селение с православным населением существовать без церкви.

Христорождественская церковь 

Согласно Клировым ведомостям за 1900 год, в приходе тогда было 1723 прихожанина, из них 896 человек проживало в Сорочьих Горах. Причт состоял из священника и псаломщика, которым были выделены служебные деревянные дома вблизи храма. Жалованье священника составляло 294 рубля в год, псаломщика – 98 рублей. Причт имел также в пользовании 33 десятины пахотной земли (из них 8 десятин неудобной) и 2 десятины усадебной земли. Плата за требы составляла около 300 рублей в год. Основной доход давали жители Сорочьих Гор. Но, по жалобам священника, зимой они чаще вместо приходской церкви посещали храм в селе Мурзиха, находящемся на другом берегу Камы, напротив Сорочьих Гор. В шуранской церкви была библиотека из 90 книг и 49 журналов. Приход выписывал «Известия по Казанской епархии», «Православный собеседник» и «Церковные ведомости». В 1900 году в Шуранском приходе служил 23-летний священник Порфирий Александрович Вишневский и 24-летний псаломщик Александр Стефанович Несмелов.

Ныне Христорождественская церковь в Шуране практически в развалинах. Правда, рядом построен молитвенный дом, значит, православная община существует. Возможно, и соберут деньги на восстановление. Чуть более повезло Троицкой церкви в Полянках. После многих лет забвенья она была передана в 2009 году Казанскому Кизическому монастырю, и теперь её постепенно приводят в порядок.

  1. Клировые ведомости г. Лаишева и Лаишевского уезда Казанской губернии за 1900 год // ГАРТ, ф.4, оп.132, д.59В, л.41

Автор сайта: Преображенская Татьяна Николаевна.

Занимаетесь поиском своих предков и восстановлением истории рода? Я готова поделиться опытом и знаниями, чтобы оказать помощь в ваших генеалогических исследованиях.

Подробнее