Дела давно минувших дней
из жизни казанских помещиков

"Ушибленный театром"

Создание театральной труппы из собственных крепостных крестьян – явление, довольно распространённое в русском дворянском обществе в период его высшего благосостояния (вторая половина XVIII – первая половина XIX в.). Веком ранее дворянам было не до театров, а к концу XIX столетия театры помещикам стали не по карману. Тем более, что такие частные театры уже не могли конкурировать с появившимися профессиональными труппами.

Крепостной театр и его актеры чаще всего были игрушкой для их владельца, они разнообразили жизнь помещика в деревне, одновременно позволяя похвалиться перед соседями своим богатством и просвещенностью. Труппы в таких театрах были самого разного профессионального уровня. Всё зависело от помещика, возможности его выбрать действительно талантливых людей из числа своих крепостных и его собственного таланта научить их актерскому мастерству. Способы обучения тоже были разные, иногда это была просто плетка, применяемая при каждой ошибке артиста. Не думаю, что крестьяне имели хоть какое-то желание стать актерами. Конечно, их хорошо одевали и кормили, обучали грамоте, иностранным языкам, пению, игре на музыкальных инструментах. Но вырванные из привычной жизни, они оставались подневольными людьми, что особо тяжело переносится при получении даже небольшого кругозора и образования. И самое страшное – их в любой момент могли вернуть обратно в тот мир, в котором они уже не могли и не умели жить.

Провинциальные города всегда старались угнаться за столичными, мода на крепостные театры не обошла и Казань. Самый известный здесь театр – это крепостной театр Павла Петровича Есипова. Выйдя в отставку в чине прапорщика (военная служба ему явно не понравилась) и получив в наследство от умерших родителей несколько имений, он занялся созданием собственного театра. Собрав труппу из крепостных крестьян и крестьянок и обучив их красиво говорить, петь, двигаться, носить несвойственную им одежду, сначала он организовывал спектакли у себя в имении. Считается, что это происходило в селе Юматово Свияжского уезда. Красочное описание одного такого посещения Юматово дано Филиппом Филипповичем Вигелем, посетившим Казань в 1805 году и оставившим воспоминания о многих казанских помещиках того времени [1].

Большая компания местных дворян, возглавляемая губернатором Бестужевым, прихватив с собой гостя, отправилась к Есипову. Как вспоминал Вигель, Есипов «жил тогда в деревне, я думаю, единственной, ему оставшейся, верстах в сорока от Казани». Выехали они из Казани в 6 вечера, «ехали не шибко, переменяли лошадей и переправлялись через Волгу», прибыли на место почти в 12 ночи. Хозяин встречал их с музыкой и пением и сразу усадил за стол, заставленный многочисленными блюдами и бутылками. Еда Вигелю не понравилась, ещё меньше пришлись ему по вкусу напитки. Да и характеристику хозяину путешественник дал не очень лестную: «Господин Есипов был рано состарившийся холостяк, добрый и пустой человек, который никакого понятия не имел о порядке, не умел ни в чём себе отказывать и чувственным наслаждениям своим не знал ни меры, ни границ». По больше всего Вигеля поразило то, что актрисы, «всё эти Фени, Матреши, Ариши», сели за один стол с гостями и вели себя весьма вольно. Более того, «на другом конце стола сидели, можно ли поверить? актеры и музыканты Есипова, то есть слуги его, которые сменялись, вставали из-за стола, служили нам и потом опять за него садились.» Спать гостей уложили на полу, выдав весьма несвежие постельные принадлежности. Проведя ужасную ночь, искусанный комарами и клопами, Вигель вышел в сад. Там он увидел печальное зрелище: «Длинные аллеи прекрасно насаженного сада, с бесподобными липами и дубами, заросли не только высокою травой, в иных местах даже кустарником; изрядные статуи, к счастью, не мраморные, а гипсовые, были все в инвалидном состоянии; из довольно красивого фонтана, прежде, говорят, высоко бившего воду, она легонько сочилась. Взгляд на дом был еще неприятнее; он был длинный, на каменном жилье, во вкусе больших деревянных домов времен Елизаветы Петровны, обшитый тесом, с частыми пилястрами и разными фестонами на карнизах, с полукруглым наружным крыльцом, ведущим сперва к деревянной террасе; все ступени были перегнивши, наружные украшения поломаны, иные обвалились; если запустение было в саду, то разорение в доме. Один только новопостроенный театр в боку содержался в порядке. Видно, что отец жил барином, а сын фигляром.» Вечером был дан спектакль, «играли и пели они, как все тогдашние провинциальные актеры, не хуже, не лучше». Пережив ещё одну ночь, честная компания отправилась обратно в Казань, заехав по пути обедать к сестре и зятю Есипова, бригадиру Фёдору Фёдоровичу Геркену, «которые, кажется, редко с ним (Есиповым) виделись и совсем иным образом жили». Речь, видимо, идет об имении Геркеных в Татарском Бурнашево.

Какое представление о личности Павла Петровича мы можем получить из этих впечатлений 19-летнего амбициозного молодого человека, рожденного в семье «то ли финна, то ли эста» и воспитанного немцем. Педантичную натуру Вигеля больше всего поразило отсутствие порядка и чистоты в доме. А часто вы видите уют и порядок в доме творческого человека? Даже Господь Бог творил наш мир из хаоса. Порядок – это конец творения. Некий уют в доме творческого человека может создать только женщина, посвятившая себя творящему. А Есипов жил один. Вигель называет его холостяком, но это не так. У него была жена Наталья Васильевна, урожденная Головина (16.08.1773-6.04.1844) и двое сыновей. Но жена, видимо, приняв решение не жертвовать своей жизнью ради мужа, одержимого театром, жила где-то отдельно.

Гость обратил внимание на ново построенный театр, который единственный выглядел ухоженным в этой усадьбе. Как ему быть неухоженным, если это любимое детище хозяина, смысл его жизни и предмет всех его удовольствий. Очень неприятно удивило Вигеля присутствие крепостных актеров за общим столом. Присутствие красивых девушек можно понять, вспоминая развлечения наших современных богатеев. Но у Есипова вместе с господами сидели актеры и музыканты и другого пола, которые при этом успевали выполнять обязанности лакеев. Филиппа Филипповича, стыдящегося того, что его предки оказались не шведами, а какими-то «чухонцами», а не сделавших карьеру родственников прямо называвшего глупцами, такая вольность крепостных при попустительстве барина просто возмутила. Ну а для нас эта вольность, наверно, покажется скорее показателем отношения Павла Петровича к актерам, как к членам семьи, главой которого он является.

И с снисходительно-презрительной характеристикой – «добрый и пустой» и «чувственным наслаждениям своим не знал ни меры, ни границ», тоже можно поспорить. И вот почему. Чувственные наслаждения русского барина XVIII-XIX века – это еда, вино, охота, женщины, можно добавить сюда ещё карточную игру как способ убить время. Исключив из этого списка женщин (тут много сплетен ходило), можно сказать, что никакого влечения к этим сторонам жизни Павел Петрович явно не испытывал. Это видно даже из рассказа самого Вигеля. Есипову было явно наплевать на качество еды и напитков, на комфорт своего жилища. Ему нужны были театр и зрители в нем. Это «чувственное наслаждение» совсем другого уровня духовного развития человека. Более того, Есипов не остановился на домашних спектаклях, сопровождающихся другими увеселениями гостей. «Пустой» человек не будет строить на свои деньги городской театр – театр для всех желающих приобщиться к искусству. Есипов пытался, пусть и не совсем удачно, даже мусульман подружить с театром.

Зарисовка театра, построенного П.П. Есиповым в 1802 году

Говорят, что он потратил на это строительство 30 тысяч рублей. Для сравнения один крепостной в то время стоил 80 -150 рублей. Для современного человека ужасно сравнивать что-то со стоимостью человека, но в XVIII  веке продажа людей была нормой. Деньги на театр Есипов собирал, продавая своих  крепостных крестьян. Павел Петрович был единственным сыном в семье, поэтому получил большую долю имущества родителей. Только в Казанской губернии его отец владел крестьянами в Ромодане Спасского уезда, Юматове, Бурнашево, Кляри, Буртас, Косяково, Белой Волошке Свияжского уезда, Большой Елани Казанского уезда. К концу жизни у Павла Петровича осталось лишь небольшое количество крестьян в Юматово, да старый дом там, построенный, видимо, еще его дедом по матери генерал-майором Петром Федоровичем Кольцовым.

Содержание здания театра, его актеров, изготовление костюмов и декораций – всё требовало больших денежных вложений. К тому же Есипов стал приглашать в новый театр профессиональных актеров, например известного московского актера и драматурга П.А. Плавильщикова. Сергей Аксаков, часто вспоминавший казанский театр Есипова [2], называл и других актеров по найму – Грузинова, Расторгуева, Прыткова. Павел Петрович посылал на обучение в Петербург, в частности к знаменитому актеру того времени Ивану Афанасьевичу Дмитриевскому, наиболее талантливых из своих крепостных артистов. Для Есипова его театр не был игрушкой, он делал всё возможное, чтобы в Казани появился высокопрофессиональный театр, не хуже, чем в столицах. После смерти Есипова в 1814 году желающих взять театр на обеспечение не нашлось. Спектакли прекратились, здание после пожара 1815 года было разобрано и продано Казанскому Богородицкому монастырю. Так бывает в жизни, и надо признать, довольно часто. Любое перспективное начинание глохнет, когда иссякает источник движущей его силы, когда не подготовлены запасные двигатели (ученики и последователи).

Что осталось после смерти Павла Есипова? О чем он беспокоился в последние дни своей жизни? В казанском архиве сохранились документы [3], содержащие его завещание, составленное 3 июля 1814 года, за день до смерти.

 

В нём речь идёт о предоставлении свободы его дворовым людям вместе с их семьями: Михаилу Владимирову Соколову, Николаю Иванову Комякову, Максиму Иванову Гуляеву, Никифору Михайлову Калмыкову, Петру Иванову Панову, Карпу Федорову Запольскому, а также двум дворовым девкам Фёкле Исаковой Кубанцовой и Фёкле Парфеновой Парфеновой. Это актеры его театра, о дальнейшей судьбе которых он позаботился. Все они получили свидетельства о праве свободного проживания. А ещё он завещал 300 рублей актеру Алексею Евстратову Волкову. Видимо, это тот Волков – актер и режиссер театра Есипова, о котором писал С.Т. Аксаков. Известно [4], что Волков вырос в московском Воспитательном доме, играл в Петербургском Вольном Российском театре, а потом в Московском Петровском театре.

Исполнить свою последнюю волю Есипов поручил мужу сестры – Фёдору Федоровичу Геркену, который в свое время выкупил у Павла Петровича большую часть его имений. Оставшиеся крестьяне (92 д.) в Юматово, находившиеся в закладе под долг 5500 рублей, по доверенности от сыновей Павла Петровича в 1815 году были проданы Екатерине Александровне Хованской и Анне Фёдоровне Наумовой [5]. Геркен оформил также сделку по продаже каменного двухэтажного дома на Поповой горе, принадлежащего Есипову. Видимо, тогда же избавились и от здания театра. Это всё, чем владел Павел Петрович Есипов перед своей кончиной.

А ещё после смерти Есипова остались слухи и сплетни о нём, которые за прошедшие столетия превратились в легенды, пересказываемые современными знатоками казанской истории. Например, рассказ о том, как Есипов, ублажая императора Павла I сладкоголосым пением своих крепостных актрис в Лядском саду, выпросил у него разрешение на строительство театра. В свой приезд в 1798 году в Казань император принял много полезных для города решений – создать особое ведомство по охране казенных лесов, открыть гимназию в пустующем губернаторском доме, восстановить давно разрушенный городской Гостиный двор в камне, выделив на всё это деньги. А ещё он заложил первый камень в основание строящегося в Казанском Богородицком монастыре собора и тоже пожертвовал крупную сумму [6]. А вот документа о разрешении строительства театра в Казани в 1798 году до сих пор не обнаружено. Павел I с детства любил театральные представления и вряд ли бы отказал Есипову тем более, что последний собирался строить театральное здание за свой счет. Только никаких свидетельских показаний о такой встрече двух Павлов нет, да и Лядского сада тогда не существовало. На этом месте был плац, на котором солдаты учились маршировать.

Ещё более захватывающе слушать о бедной красавице Фёкле Аникеевой, крепостной актрисе, которую похотливый старик Есипов никак не хотел отпускать на свободу. Ей пришлось бежать и тайно обвенчаться со своим молодым возлюбленным - французом Пети, служившим в казанском почтамте. И только заступничество казанского общества помешало противному старикашке  преследовать молодых супругов. Несколько иначе эта история звучит из уст современника - Сергея Тимофеевича Аксакова, лично знавшего супругов Пети [2].

По его словам, Феклуша Аникеева – крепостная девушка Есипова, «была нехороша собою, но со сцены казалась красавицей; она имела черные, выразительные глаза, а вечернее освещение, белилы и румяны доканчивали остальное». Зато Феклуша была чрезвычайно талантлива. Есипов возил её в Петербург, где она брала уроки у самого Дмитриевского, который её очень хвалил. 10 лет Феклуша Аникеева была примой есиповского театра, 10 лет приводила в восторг своей игрой казанских зрителей. У нее был много поклонников, но, будучи девушкой скромной, она на эти ухаживания не отвечала. Но потом она приметила скромного юношу, давно влюбленного в неё. Они тайно обвенчались и уехали в Москву, где девушка мечтала сделать театральную карьеру. Причем юноша был беден, побег и устройство на новом месте материально обеспечила сама Феклуша. Аксаков рассказывал, что у девицы было накоплено около 2000 рублей из подарков публики. Деньги актерам богатые зрители бросали прямо во время спектакля, по 100 и более рублей. Владелец театра на эти деньги не претендовал. Феклуша рассказывала Аксакову, что она могла бы и 5000 рублей накопить, если бы умела беречь деньги. Мечту о московской сцене поселил в девушке, скорее всего, Плавильщиков, обещавший ей протекцию в столице. Он старался изо всех сил, но дебют актрисы в столичном театре с треском провалился. Столица есть столица, провинциальным актерам добиться там успеха чрезвычайно сложно во все времена. Молодые люди с новорожденной дочкой остались без средств к существованию. Позже Аксаков с семьей Пети не общался, слышал только, что Феклуша определилась в какой-то губернский театр, а вскоре умерла.

В таком изложении Есипов уже не выглядит злодеем, а Феклуша наивной жертвой. Понять Есипова можно – он вложил столько сил в обучение молодой девушки; её отъезд лишал театр талантливой актрисы, играющей главные роли. Да может быть, и предвидел он, как опытный театрал и проживший жизнь человек, её судьбу. Кто знает, каковы были его причины сопротивляться замужеству и освобождению подопечной. Освободил же в конце концов, отпустил!

Ещё более серьёзные обвинения в адрес Павла Петровича выдвинуты в воспоминаниях казанского дворянина Николая Ивановича Мамаева [7]. Мамаев рассказал мистическую историю, якобы случившуюся со старой знакомой его матери Александрой Фёдоровной Каховской. Одним летним днем Каховская отправилась в гости в имение своего брата. После переправы через Каму она  поняла, что не успеет добраться до цели своего путешествия из-за надвигающейся грозы. Женщина свернула с дороги в имение Павла Петровича Есипова и заночевала там в его давно пустующем доме. Ночью её навестило привидение и вывело к дереву в саду, где утром откопали разложившийся труп девушки. Местные крестьяне опознали девушку как бывшую прима-актрису крепостного театра Груню, бесследно пропавшую много лет тому назад. Вернувшись в Казань, Каховская бросилась к Есипову и застала его в предсмертных муках (он умер 4 июля 1814 года). Павел Петрович якобы сознался Александре Фёдоровне в убийстве этой Груни, совершенном на почве ревности, и облегчив таким образом душу, скончался.

Не будем обсуждать достоверность гуляющих по усадьбе привидений и уголовно наказуемых поступков Есипова. Нас будет интересовать маршрут путешествия отважной Александры Фёдоровны. Такая дама действительно существовала, она была дочерью известного казанского помещика Фёдора Фёдоровича Желтухина. За Камой у Желтухиных были имения в Урахчи, Базяково и Салманах. Скорее всего, Каховская направлялась в Салманы. По дороге она могла встретить только одно имение Есиповых – Ромодан. Но к 1814 году Ромодан уже целиком принадлежал сестре Павла Петровича Екатерине Петровне Геркен. После 1807 года в метрических книгах села фамилия Есиповых больше не встречается. Впрочем, Каховская могла по старой памяти назвать Ромодан имением Есипова. Возможно, именно там Павел Петрович и начинал создавать свой театр. В убийство Груни оскорбленным в своих чувствах помещиком верить как-то не хочется, но на всякий случай метрические записи приходской книги села Ромодан за 1814 год были внимательно просмотрены. Записи об отпевании Груни, Агриппины или Аграфены там не нашлось. Впрочем возникает вопрос, а отпевали ли в таком случае покойника?

Что ж… Неординарный человек всегда привлекает к себе внимание людей, вызывая множество пересудов, в которых правда чередуется с вымыслом. Доверимся в оценке значимости для Казани личности П.П. Есипова  не приезжему молодцу, а действительному знатоку театрального искусства Сергею Тимофеевичу Аксакову. Он знал весь репертуар театра Есипова, был лично знаком с Павлом Петровичем  и даже в конце жизни гордился тем, что Есипов похвалил его юношеские попытки реализовать себя на сцене. Аксаков писал [2]:

"Казань обязана П. П. Есипову полною благодарностью; Казань имела замечательный театр тогда, когда губернских театров, и то весьма плохих, в целой России было очень мало."

  1. "Записки Филиппа Филипповича Вигеля", 189, л.100-101 // https://litmir.club/br/?b=590904&p=100
  2. С.Т. Аксаков "Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости" // https://ru.m.wikisource.org/wiki/Яков_Емельянович_Шушерин_и_современные_ему_театральные_знаменитости_(Аксаков)
  3. "Книга по дворовым людям, купчим и закладным за 1814 год" // ГАРТ, ф.12, оп.13, д.6, л.141 об. - 154об.
  4. https://collection.alexandrinsky.ru/entity/PERSON/3654291
  5. "Дело по прошению статского советника и кавалера Фёдора Геркена относительно совершения на оставшегося после прапорщика Павла Есипова дома и дворовых людей купчей", 20.12.1815 г. // ГАРТ, ф.12, оп.14, д.34 на 24 листах
  6. А.В. Скоробогатов "Визит в Казань императора Павла I" // Гасырлар авазы - Эхо веков, 2001 // https://cyberleninka.ru/article/n/vizit-v-kazan-imperatora-pavla-i
  7. Н.И. Мамаев «Моя жизнь, перед лицом потомства, написанная мной самим», Казань, 2019

Автор сайта: Преображенская Татьяна Николаевна.

Занимаетесь поиском своих предков и восстановлением истории рода? Я готова поделиться опытом и знаниями, чтобы оказать помощь в ваших генеалогических исследованиях.

Подробнее