Михаил Васильевич Полиновский
В январе 1832 года вышел в свет первый номер журнала «Заволжский муравей», целями которого, по словам его издателей, было знакомство читателя с историей, археологией и этнографией Заволжского края [1] . Планировалось выпускать по два номера в месяц. Однако научных статей оказалось н едостаточно, поэтому значительная часть номеров была заполнена повестями, стихами и даже фельетонами, авторами которых были как российские (в том числе и казанские), так и зарубежные писатели. Тем не менее, в «Заволжском муравье» можно найти весьма интересные современному читателю статьи по истории Казанского края. Журнал выпускался недолго, всего два года. Последний номер вышел в декабре 1834 года.
Когда сейчас вспоминают об этом журнале, обычно в качестве издателя и редактора называют адъюнкта (помощника профессора) Казанского Императорского университета Михаила Самсоновича Рыбушкина, известного своими трудами по истории Казани и Астрахани. В тени остаётся второй издатель - коллега Рыбушкина по университету - Михаил Васильевич Полиновский . Они оба до университета работали учителями в казанской гимназии и одновременно летом 1823 года были утверждены в должности адъюнктов, Рыбушкин - российской, а Полиновский – латинской словесности [2] . И также одновременно уволились из университета в связи с утверждением в должности директора училищ, Рыбушкин – астраханских, Полиновский – вятских.
Происхождение и образование двух редакторов «Заволжского муравья» было разное. Михаил Самсонович был сыном чиновника, учился в казанской гимназии и университете, в 1812 году получил степень кандидата. Михаил Васильевич происходил из духовного сословия, окончил Казанскую духовную академию, и 13 лет проработал там учителем, и только в 1819 году перешел работать в гимназию [3] . Получение преподавательской должности в университете далось Полиновскому тяжело. Прошение он подал ещё в 1820 году одновременно с другим учителем гимназии – Грацинским. При рассмотрении их прошений была устроена жесточайшая проверка: требовалось написать несколько сочинений на заданные темы на русском и латинских языках [4] . Эти сочинения проверили несколько профессоров университета, и все единогласно признали более подготовленным Полиновского. И неудивительно, Михаил Васильевич был старше на 15 лет и имел больше опыта преподавания латинского языка. Впрочем, Грацинского в том же 1823 году всё же приняли на должность университетского адъюнкта, только греческой словесности. Видимо, греческий язык он знал лучше. И что интересно, он единственный из трех адъюнктов смог получить в 1832 году должность экстраординарного профессора, что не помешало в 1837 году отправить его в Нижний Новгород на ту же должность директора училищ. Вернёмся, однако, к нашему герою – Михаилу Васильевичу Полиновскому.
Несомненно, Михаил Васильевич был одаренным человеком. Его таланты и трудолюбие отмечались ещё во время учебы в Казанской духовной академии. Уже в 1805 году, будучи студентом старшего класса, он начал преподавать латинский и немецкий языки воспитанникам академии младших классов, а после окончания полного курса в числе лучших студентов остался здесь работать [5] . В 1818 году академия была преобразована в семинарию, и Полиновский перешел преподавать латинский язык в казанскую гимназию с мечтой переместиться потом в университет. И в гимназии, и в университете Михаил Васильевич исполнял обязанности секретаря Училищного совета. 27.01.1830 г. Полиновский получил чин надворного советника (VIII класс Табеля о рангах). Его служба была оценена в 1825 году орденом Святой Анны 3-ей степени, в 1831 году – орденом Святого Владимира 4-ой степени. В результате дьяконовский сын Михаил Васильевич Полиновский был причислен к дворянскому сословию и внесен вместе со своей семьей в Дворянскую родословную книгу Казанской губернии [6] .
Михаил Васильевич с молодости имел склонность к литературе. Ещё будучи учителем в духовной академии, он писал стихи, был принят в члены Казанского общества любителей отечественной словесности. В журнале «Заволжский муравей» каждый из редакторов реализовал свои увлечения: Рыбушкин - историей и краеведением, Полиновский – литературой и сочинительством. Отъезд из Казани с получением новых должностей прервало их совместный труд, «Завожский муравей» прекратил своё существование. Но оба Михаила своих увлечений не забыли: Рыбушкин в Астрахани занялся краеведением, а Полиновский в Вятке создал литературный кружок.
1-ая мужская гимназия в г. Вятке
Михаил Васильевич проработал в Вятской гимназии до 1846 года, вышел в отставку и перебрался жить в деревню Будаевку, имение своей жены. Ныне это часть города Чебоксары. Между прочим, в Будаевке родился герой Гражданской войны Василий Иванович Чапаев. Не исключено, что его предки были крепостными Полиновских. Здесь, в Будаевке, Полиновский и скончался в 1856 году, скорее всего, здесь и был похоронен.
А теперь займемся своим любимым делом – поищем родственников нашего героя. Все сходятся в том, что Михаил Васильевич Полиновский родился в 1785 году в селе Шуран Лаишевского уезда Казанской губернии в семье диакона Василия Козмина. Просмотр метрических книг, исповедных и клировых ведомостей шуранской Христорождественской церкви показал, что Василий Козмин появился в Шуране в 1781 году, заняв должность дьячка. В 1795 году был произведен в диаконы, служил в этой должности до 1830 года. Метрической записи о его смерти в книгах Христорождественской церкви не обнаружено. Возможно, после выхода на пенсию он уехал из села. Его жену звали Аграфена Григорьева , она умерла от горячки, не дожив даже до пятидесяти лет. В 1794 году в Шуране жила мать Василия Козмина вдова Федосья Григорьева [7] , а в 1802 году - его сестра вдова Матрена Козмина с детьми [8] . К сожалению, имя отца и место рождения Василия Козмина пока установить не удалось.
В 1785 году в семье дьячка Василия Козмина действительно родился сын, но, согласно метрической записи [9] , мальчика назвали Григорием. Однако в списках семьи в исповедных ведомостях 1789 [10] и 1794 [11] годов старшего сына Василия Козмина называют Михаилом , а пересчет его возраста даёт 1784 и 1786 год рождения соответственно. Не берусь объяснять этот удивительный факт.
В тех же исповедных ведомостях показан ещё один сын – Роман, родившийся примерно в 1789 году. Но метрической записи о его рождения в книгах шуранской церкви нет. О судьбе этого сына Василия Козмина удалось узнать из клировой ведомости 1830 года [12] . Там сообщается, что в Шуране жила вдова священника пригорода Старошешминска Чистопольского уезда Романа Васильева Полиновского Гликерия Иванова на содержании своего зятя диакона Смеловского, получая 25 рублей в год пенсии. В той же ведомости есть информация о этом диаконе. Николай Петров Смеловский 22 года, после окончания 1 класса Алатырского уездного училища был определен в послушники Спасо-Преображенского монастыря (17.02.1827 г.). Потом, видимо, женился, и 6.08.1830 г. был произведён в диаконы Христорождественской церкви с. Шуран, на место Василия Козмина. Жену звали Надежда Романова . Вполне типичная история для духовенства того времени. Женились практически на месте служения, часто почти не зная невесту. Кстати говоря, учитывая, что отставной священник Христорождественской церкви, живущий после выхода на пенсию в Шуране, Сергей Григорьев, имеет такое же отчество, как жена и мать Василия Козмина, и активно участвует во всех семейных событиях (крестины, венчание), можно предположить, что отец Полиновского попал в Шуран подобным же образом. Можно утверждать, что Роман Полиновский умер до 1824 года, потому что в этом году его вдова с дочерью появилась в Шуране, и до замужества дочери Надежды числилась в семье Василия Козмина.
После двух сыновей в семье Василия Козмина родились три девочки – Наталья, Татьяна и Марфа. Наталья умерла подростком «пухотою» (от отёка). Татьяна 7.07.1817 года вышла замуж за «учителя нижней информатории» Казанской духовной академии Прокопия Брюсанова [13] . В качестве одного из поручителей выступал Михаил Полиновский, тогда ещё учитель риторики той же академии. Вероятно, в метрической записи была неправильно записана фамилия жениха. В духовной академии учителем низшей информатории в 1816 году был Прокопий Брусьянов (Брусвянов) [5] . Позже он принял монашеский сан с именем Елевферий (видимо, после смерти жены). С 1854 по 1856 год он был игуменом Мироносицкой пустыни (село Ежово Царекокшайского уезда), умер в 1860 году.
После смерти жены в 1818 году Василий Козмин остался с младшей дочерью Марфой . Приблизительно в 1823 году он выдал её замуж за Андрея Ивановича Нурминского , сына священника села Нурма Царевококшайского уезда Ивана Васильева [14] . Андрей Иванович учился в Казанской духовной академии, когда там преподавал М.В. Полиновский. 5.10.1824 года Нурминский был определен на должность священника в село Шапкилей-Пертнуры Космодемьянского уезда. Через полгода он перевелся на такую же должность в село Владимирское Космодемьянского уезда. Здесь семья обосновалась надолго, построили дом, вырастили 9 детей (5 сыновей и 4 дочери). Марфа Васильевна скончалась в 1856 году, не дожив, как и её мать, до 50 лет.
Сергей Андреевич Нурминский
Свою должность Андрей Иванович отдал мужу младшей Ольги – Константину Нечаеву , тем самым лишив сыновей материальной поддержки во время учебы и гарантии получения места в притче родного храма. Сам вместе с младшим сыном Виктором поселился в Казанском Иоанно-Предтеченском монастыре. Сыновьям Нурминским пришлось самим всего добиваться в жизни. Все пятеро окончили Чебоксарское духовное училище, а потом Казанскую духовную семинарию. Иван [15] , Николай [16] и Александр [17] стали священниками, Сергей [18] и Виктор [19] избрали гражданскую службу.
Сергей Андреевич Нурминский, самый известный из детей Марфы Васильевны, был выдающимся педагогом-просветителем марийского народа, автором многих научных статей по истории и этнографии. Он долгое время занимал должность директора вятских училищ [20] , дослужился до чина статского советника, что позволило перейти в дворянское сословие. После выхода на пенсию поселился в Казани, похоронен на Арском кладбище. Его младший брат Виктор, титулярный советник, служил архивариусом в Вятской духовной консистории.
Что касается семьи самого Михаила Васильевича Полиновского, то её состав полностью указан в Дворянской родословной книге Казанской губернии [6] . Его жену звали Елизавета Алексеевна Скрыпина . Венчание проходило в Покровской церкви г. Чебоксары 6.11.1827 года. В приданное подполковник Скрыпин дал 108 душ мужского и женского пола плюс 434 десятин земли в деревне Будайка Чебоксарского уезда. Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна вырастили 6 детей: двух сыновей – Алексея и Александра, и четырех дочерей – Фаину (или Фёклу), Евдокию, Марию и Юлию . О судьбе девушек пока ничего разузнать не удалось.
Сын Александр Михайлович Полиновский был женат на Ксении Ивановне и имел 4 дочерей: Елизавету, Александру, Евгению и Марию [6] , то есть по этой ветви фамилия не сохранилась. Александр Михайлович в 1852 году окончил Казанский университет и был определен старшим учителем законоведения в 1-ю Саратовскую мужскую гимназию [21] . Позже служил по Министерству юстиции, в 1883 году получил чин действительного статского советника [22] . Известно, что он написал воспоминания об отце и их жизни в Вятке, но пока познакомиться с этими записками мне не удалось.
Где служил старший сын Алексей Михайлович Полиновский , пока остается загадкой. Его имя и имя его жены - Веры Николаевны , урожденной Матерн , найдено в Кишиневских епархиальных ведомостях за 1869 год (№12) [23] . Он имел чин надворного советника. В этой семье родилось 4 детей [6] : два сына – Николай и Валентин, и две дочери – Надежда и Зинаида . Информацию о девочках найти трудно, а вот сыновья жили в Казани и засветились в ГАРТ.
В 1895 году командир Спасского резервного батальона подал прошение Предводителю дворянства Чебоксарского уезда, в котором сообщил, что его подчиненный, штабс-капитан Николай Алексеевич Полиновский помещён в Казанскую окружную лечебницу по причине настигшей его душевной болезни, требуется назначить опекуна над его имением в деревне Будайка и имуществом в казанской квартире [24] . Опекуны были назначены, проведена опись имущества в Будайке, охранять 141 десятину земли было поручено местному старосте. Но при попытке описи имущества в Казани внезапно выяснилось, что у Николая Алексеевича есть жена Прасковья Степановна и двое детей – Николай и Мария (третий ребенок Ольга родилась вскоре после описываемых событий [6] ). Женой были предоставлены свидетельство о венчании 14.02.1894 г. в церкви при военном госпитале штабс-капитана Николая Полиновского и казанской временной купчихи, девицы Прасковьи Степановны Андреевой, а также 2 свидетельства о рождении детей. Жена больного желала сама стать опекуном имущества мужа. Выяснилось также, что в Казани проживали и мать Полиновского вдова Вера Николаевна с младшим сыном Валентином, тоже претендующие на роль опекунов. Как уж так получилось, что в полку не знали о существовании семьи у своего товарища и подчиненного, понять трудно. Наличие хотя бы одного ребенка мужского пола позволяет надеяться, что род Михаила Васильевича Полиновского продолжился не только по женским ветвям.
Дом Сбоева-Стадлер в Казани (ул. Пушкина,42)
Младший брат Валентин Алексеевич Полиновский попал в историю совсем по другому поводу. Осенью 1900 года он подал прошение в Главное управление по делам печати о разрешении издавать на свои деньги ежедневную бесплатную газету под названием «Казанские публикации» [25] . Главное управление обратилось к губернатору, а тот распорядился проверить общественное положение, моральные качества и политическую благонадежность кандидата в издатели. В деле приложены многочисленные справки, сообщающие, что Валентин Алексеевич Полиновский окончил 2 класса Казанского реального училища, живёт в Казани, напротив Николаевского сквера в доме Стадлер, нигде не служит, существует на средства, полученные от продажи имения в Чебоксарском уезде, под судом и следствием не был, поведения хорошего, политически благонадежен. При этом добавлялось, что издание такой газеты возражений не вызывает, но экономически не целесообразно, так как уже несколько подобных газет недавно прекратили существование из-за недостатка людей, способных оплатить такие объявления. Конца этой истории я не знаю, как и о том, были ли потомки у Валентина Алексеевича Полиновского.
Заканчивая рассказ об уроженце села Шуран Михаиле Васильевиче Полиновском, должна сообщить, что в Казанской губернии были и другие Полиновские. Неудивительно, что священники, но, весьма странно, что все Михаилы. Один Михаил Полиновский служил священником в деревне Булдырь Чистопольского уезда. Родился он в 1810 году в семье священника с. Карадуль Лаишевского уезда Поликарпа Григорьева Полиновского [26] . Прослужил в селе Булдырь более 50 лет, с 1834 по 1888 год. Был несдержан, ругался с крестьянами [27, 28] .
Другой Михаил Полиновский, Степанович по отчеству (1799 г. рожд.), был наоборот очень благовоспитанным, занимал должность благочинного. Служил с 1822 по 1853 год в храме села Алексеевское Лаишевского уезда. В клировой ведомости за 1850 год [29] сообщается о его жене Наталье Абриановне и двух сыновьях – Владимире 14,5 лет и Михаиле 12 лет. Возможно, именно этот Владимир Михайлович Полиновский в 23-летнем возрасте, будучи студентом Казанского Императорского университета, состоял членом тайного кружка в Казани, был арестован и приговорен к 8 лет каторги [30,31] . Только милость царя спасла тогда юных студентов, собиравшихся под влиянием польских агитаторов поднять восстание в Поволжье. Продержав молодых людей около двух лет в тюрьме, пока шло расследование этого дела, их отпустили на волю под надзор полиции.
А вот другой Полиновский – Иван Михайлович (1840 г. рожд.) был замешан в совсем неблагородном деле. Он, имея чин титулярного советника и служа в Контрольной палате, украл несколько пачек бумажных документов и продал их торговцам на казанском хлебном базаре [32] . Как наказали его, в деле не сообщается. Так что Полиновских в Казанском крае было много, и все они были разные. Родственные связи между ними и Михаилом Васильевичем не прослеживаются. Возможно, просто однофамильцы.